Известно что если кодирование производится с целью

§3. Информационные процессы

Основные темы параграфа:

– основные информационные процессы;
– хранение информации;
– передача информации;
– обработка информации;
– поиск информации;
– информационные процессы в живой природе.

Изучаемые вопросы:

– Способы хранения информации (внутренняя и внешняя память).
– Приём и отправление – две стороны процесса передачи информации.
– Некоторые способы обработки информации.

Основные информационные процессы

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией?

Во-первых, он ее стремится сохранить: запомнить или записать.

Во-вторых, он передает ее другим людям.

В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации.

Какой бы информационной деятельностью люди ни занимались, вся она сводится к осуществлению трех основных процессов: хранения, передачи и обработки информации (рис. 1.3).

Хранение информации

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят — «в уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего — на бумаге.

Те сведения, которые мы помним, всегда нам доступны. Например, если вы запомнили таблицу умножения, то вам никуда не нужно заглядывать для того, чтобы ответить на вопрос: сколько будет пятью пять? Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же ему понадобится адрес или телефон, которого он не помнит, то он обращается к записной книжке или к телефонному справочнику.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания. Свою память мы еще можем назвать внутренней памятью. Тогда информацию, сохраненную на внешних носителях (в записных книжках, справочниках, энциклопедиях, магнитных записях), можно назвать нашей внешней памятью.

Человек что-то может забыть. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

Передача информации

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

В передаче информации всегда участвуют две стороны: есть источник и есть приемник информации.

Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, вы являетесь приемниками информации, работая над сочинением по литературе или отвечая на уроке, — источником информации. Каждому человеку постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника информации.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи. При непосредственном разговоре — это звуковые волны; при переписке — это почтовая связь; при телефонном разговоре — это система телефонной связи. В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно бывает общаться при плохой телефонной связи.

Читайте также:  Где в компьютере инструменты настройки

Обработка информации

Обработка информации — третий вид информационных процессов. Вот хорошо вам знакомый пример — решение математической задачи: даны длины двух катетов прямоугольного треугольника, нужно определить длину его третьей стороны — гипотенузы. Чтобы решить задачу, ученик кроме исходных данных должен знать математическое правило, с помощью которого можно найти решение. В данном случае это теорема Пифагора: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Применяя эту теорему, получаем искомую величину. Здесь обработка заключается в том, что новые данные получаются путем вычислений, выполненных над исходными данными.

Вычисление — лишь один из вариантов обработки информации. Новую информацию можно вывести не только путем математических расчетов. Вспомните истории Шерлока Холмса, героя книг Конан Дойля. Имея в качестве исходной информации часто очень запутанные показания свидетелей и косвенные улики, Холмс с помощью логических рассуждений прояснял всю картину событий и разоблачал преступника. Логические рассуждения — это еще один способ обработки информации.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой происходит обработка информации, изменяющая ее форму, но не содержание.

Преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки, без изменения содержания информации — это кодирование.

Особенно широко понятие кодирования стало употребляться с развитием технических средств хранения, передачи и обработки информации (телеграф, радио, компьютеры). Например, в начале XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе.

Часто кодирование производится в целях засекречивания содержания текста. В таком случае его называют шифрованием.

Еще одной разновидностью обработки информации является ее сортировка (иногда говорят — упорядочение). Например, вы решили записать адреса и телефоны всех своих одноклассников на отдельные карточки. В каком порядке нужно сложить эти карточки, чтобы затем было удобно искать среди них нужные сведения? Скорее всего, вы сложите их в алфавитном порядке по фамилиям. В информатике организация информации (данных) по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое, называется структурированием.

Поиск информации

Нам с вами очень часто приходится заниматься поиском информации: в словаре искать перевод иностранного слова, в телефонном справочнике — номер телефона, в железнодорожном расписании — время отправления поезда, в учебнике математики — нужную формулу, на схеме метро — маршрут движения, в библиотечном каталоге — сведения о нужной книге. Можно привести еще много примеров. Все это — процессы поиска информации на внешних носителях: книгах, схемах, таблицах, картотеках.

Информационные процессы в живой природе

Можно ли утверждать, что с информацией и информационными процессами связана только жизнь человека? Конечно, нет! Науке известно множество фактов, подтверждающих протекание информационных процессов в живой природе. Животным свойственна память: они помнят дорогу к месту своего обитания, места добывания пищи; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых. Многие животные обладают обостренным обонянием, несущим им ценную информацию. Конечно, способности животных к обработке информации значительно ниже, чем у человека. Однако многие факты разумного поведения свидетельствуют об их способности к определенным умозаключениям.

Читайте также:  Виртуальная атс ростелеком переадресация

Коротко о главном

Информационная деятельность человека связана с осуществлением трех видов информационных процессов: хранения, передачи и обработки информации.

Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитных и других носителях (внешняя информация).

Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.

Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации.

Важным информационным процессом является поиск информации.

Информационные процессы протекают и в живой природе.

Вопросы и задания

1. Приведите свои примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.

2. Назовите три основных вида информационных процессов.

3. Почему информацию, которую мы «помним наизусть», можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять? Обоснуйте ответ.

5. Приведите различные примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере.

Электронное приложение к уроку

Вернуться к материалам урока
Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
Видео к уроку

Cкачать материалы урока

Для чего нужна кодировка?
С какой целью люди кодируют информацию?

Вот для чего:
• Чтобы скрыть её от других
• Чтобы записать информацию короче
• Чтобы её удобнее было обрабатывать и передвать.

Как ответить на вопрос по информатике?
Какую информацию может обрабатывать компьютер?

В каждой группе найдите и зачеркните один «лишний» объект, не подходящий к остальным по некоторому признаку; для оставшихся объектов ( Подробнее. )

В ящике имеется 3 чёрных и 5 белых шаров. Какое наименьшее число шаров нужно взять из ящика (не заглядывая в него), чтобы среди вынутых ( Подробнее. )

составить представление о понятии «информационный процесс»; рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Просмотр содержимого документа
«Информационные процессы.»

Тема №3: Информационные процессы.

Цель: составить представление о понятии «информационный процесс»; рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Прием «Зашифрованная загадка»

Ученикам предлагается отгадать зашифрованные слова.

Расставьте цифры по порядку. Какие слова спрятались в задании?

Изучение нового материала

Какой бы информационной деятельностью люди ни занимались, вся она сводится к осуществлению трех основных процессов: хранение, передачи и обработки информации

Давай рассмотрим каждый из них в отдельности.

Читайте также:  Дни рождения контактов в календаре android

Внутренней – мозг человека.

Внешней – записные книжки, энциклопедии, оптические записи, магнитные записи

Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.

Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющийся информации.

Виды обработки информации

Закрепление полученных навыков

Определите, какая последовательность действий с информацией (с точки зрения информационных процессов: хранения, передачи, обработки) будет выполнена ребятами в каждой из перечисленных ниже ситуаций.

Последовательность действий с информацией

Настя смотрит фильм по телевизору

Саша и Вова разговаривают по телефону

Петр записывает решение примера в тетрадь

Максим получает SMS сообщение от друга

Известно, что если кодирование производится с целью засекречивания содержание текста, то кодирование называют шифрованием.

Шифр Атбаш. Шифрование происходит заменой первой буквы алфавита на последнюю, вторую – на предпоследнюю и т.д. Например, шифр Атбаш для русского алфавита такой:

Используя шифр Атбаш, зашифруйте следующие слова: Информатика, Код, Компьютер.

Укажите, что (кто) в приведенных ниже примерах является источником, что (кто) – приемником информации, а кто (что) – информационным каналом.

Учащийся отвечает у доски

Друг читает статью в журнале

Водитель автобуса объявляет остановку

Приведите по два примера каждого вида информационных процессов

Как человек хранит информацию

Дайте определение информации с точки зрения взаимодействия источника, приемника информации и канала связи.

Что происходит с информацией, если информационные каналы имеют плохое качество или на линии связи возникают помехи

Что или кто может быть источником информации с точки рения информационного процесса «передача информации»

Какова роль источника и приемника информации в процессе ее передачи

1. Опишите, какая последовательность действий с информацией будет выполнена ребятами в каждом из перечисленных ниже случаев:

а) Ваня решает у доски задачу;

б) Оля слушает по радио новости;

в) Дима учит правило;

г) Саша и Вова разговаривают по телефону;

д) Женя отправляет SMS-сообщение;

е) Лена рисует план квартиры.

2. Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации.

3. Дана зашифрованная пословица.

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7,(топор) а чтобы полить огород – 10,4,5,1,6.(лейка)

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11(прорубь) и стали ловить рыбу.

Самый колючий зверь в лесу – это 12,13.(еж)

А теперь расшифруйте пословицу:

4. Угадайте правило шифрования и расшифруйте слова:

ткафетра, ткнитсни, тицратна, ланигиро.(артефакт,инсктинт, антрацит, оригинал)

5. известен следующий факт:

В Индии по берегам рек можно увидеть густые заросли растения с удивительным названием «стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень, мимоза спешить свернуть свои листочки, спасаясь от сильных струй. Но самое интересное, что как только первые капли дождя, упадут хотя бы на одно из растений, сигнал о дожде передается от ветви к ветви, и все растения длинной цепи зарослей сворачивают свои листья.

Что является источником, приемником информации и канал связи в данном случае?

Ссылка на основную публикацию