Из каких разделов состоит паскаль программа

Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем простые программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.

✎ 1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.

✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).

✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).

Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:

При решении простейших задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем простейшие 4 действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:

Задача. Пусть даны целые числа A и B. Найти их сумму.

Назовем программу нахождения суммы как Summa. Тогда часть кода, отвечающая за название программы, будет иметь вид:

Обозначим сумму чисел A и B через S. Поскольку числа целые, то и сумма будет целым числом. Таким образом, в описании чисел A, B, S будем использовать переменную целого типа integer . Но как описать эти числа в разделе описаний – как константы (const) или как переменные (var)? Все зависит от условия задачи. Мы можем числа A и B записать и как константы, и как переменные. Но в любом случае сумма S будет переменного типа, поскольку нам неизвестно её значение.

Читайте также:  Как включить панель управления клавиатурой

Итак, пусть дано значение чисел A и B, равное, например, 23 и 76 соответственно. Поскольку мы знаем значения наперед, то A и B будут типа const, а S опишем как var. Учитывая, что описание констант идет перед описанием переменных, раздел описаний в этом случае будет следующим:

Таким образом, тело программы будет состоять из вычисления суммы S и вывода её на экран. В паскале, чтобы вычислить сумму А и В, нельзя просто записать S = A + B; такая запись возможна, если надо проверить, не равно ли число S сумме A + B. А чтобы в переменную S записать значение суммы А + В, надо значение этой суммы «присвоить» переменной S, т.е. сумму А + В записать в то место памяти компьютера, которое выделено для переменной S. Это как бы «впихивание» значения одного числа в значение другого. Записывается присваивание так:

Для вывода результата используется оператор вывода write с комментарием на экране:

write(‘Сумма чисел 23 и 76 равна: S = ‘, S);

Объединяя наши 1)заголовок программы, 2)раздел описаний и 3)тело программы, получим небольшой код, который можно скопировать в PascalABC.Net или в другую версию Pascal:

После выполнения этой программы на экране мы увидим:

Сумма чисел 23 и 76 равна: S = 99

Все хорошо и программа работает. Но здесь мы написали кое-что лишнее. Посмотрите внимательно на оператор вывода write в конце – там выводится сумма S. Изменится ли что-нибудь, если вместо S написать само значение суммы, то есть А + В? Правильно, ничего. Только тогда надо убрать переменную S из нашего кода, а вместо неё при выводе на экран использовать сумму А + В. Вот упрощенный код:

В этом случае результат на экране будет такой:

Сумма чисел 23 и 76 равна 99

Это и есть наша простейшая первая программа. Другие задачи такого типа можете посмотреть на странице Прямоугольник, круг и параллелепипед. Вычисление площадей, периметров и объемов. Там, правда, используются переменные действительного типа real, но суть та же: решать задачу без оператора присваивания. Вообще этот оператор используется там, где надо вычислить промежуточную переменную, которая задействуется при вычислении основного результата. Поэтому там, где при вычислении результата (ответа к задаче) можно обойтись без присваивания, записывать выражение надо прямо в оператор вывода write. Только, если выражение слишком большое и не помещается в оператор вывода, надо вычислять его отдельно, вводя дополнительные переменные (var). Но в простейших случаях, как правило, можно обойтись и без оператора присваивания.

На следующей странице поговорим о процентах. А пока, если вы любитель World of Warcraft, тогда в этом вам поможет мморпг wow тайм-карта 60 дней.

Материал из ПИЭ.Wiki

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка программы и тела программы (блока), за которым следует точка — признак конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов.

Читайте также:  Игровые браузеры для windows 7

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В некоторых диалектах языка Паскаль (Например: Delphi, FreePascal) в отличие от стандарта, возможно следующее:

  • отсутствие заголовка программы;
  • разделы const, type, var, label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Содержание

Раздел подключения модулей (uses)

Этот раздел состоит из зарезервированного слова uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей.

Раздел описания меток (label)

Перед любым оператором языка Паскаль можно поставить метку, что позволяет выполнить прямой переход на этот оператор с помощью оператора перехода goto из любого места программы. Метка состоит из имени и следующего за ним двоеточия. Именем может служить идентификатор или цифра. Перед использованием метка должна быть описана. Раздел описания меток начинается зарезервированным словом label (метка), за которым следуют имена меток, разделенные запятыми. За последним именем ставится точка с запятой.

Если метка описана, но не используется в разделе операторов, то ошибки при этом не возникает, т.е. метки можно описывать и применять по мере расширения программы.

Раздел описания констант (const)

В разделе описания констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Раздел начинается зарезервированным словом const, за которым следует ряд выражений, присваивающих идентификаторам постоянные числовые или строковые значения. Выражения присваивания отделяются друг от друга точкой с запятой.

Удачное с точки зрения мнемоники именование констант делает программу лучше читаемой и позволяет быстро вносить в нее изменения при изменении алгоритма.

Раздел описания типов данных (type)

Тип данных может быть либо описан непосредственно в разделе описания переменных, либо определяться идентификатором типа. Стандартные типы не требуют описания, в отличие от типов, определенных пользователем. Строго говоря, синтаксис языка Паскаль не требует обязательного определения идентификатора типа и в последнем случае, так как тип можно задать перечислением в разделе описания переменных. Выбор описания типа зависит, таким образом, только от программиста и специфики программы.

Раздел описания типов данных начинается зарезервированным словом type, за которым следуют одно или несколько определений типов, разделенных точкой с запятой.

каждое описание задает множество значений и связывает с этим множеством некоторое имя типа. Например, в данном описании тип LatLetter определяет множество букв латинского алфавита, Days – множество целых числе от 1 до 31, Matr – массив из 10 целых чисел.

Раздел описания переменных (var)

Каждая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. Описание обязательно должно предшествовать использованию переменной. Раздел описания переменных начинается зарезервированным словом var (variable – переменная), затем через запятую перечисляются имена переменных и после двоеточия следуют их тип и точка с запятой.

Читайте также:  Буквы в браузере нечеткие

В рассматриваемом примере программы три переменные A, B и Sum, которые могут принимать целочисленные значения, описаны следующим образом:

Раздел описания процедур и функций

В этом разделе размещаются тела подпрограмм. В языке Паскаль роль подпрограмм выполняют процедуры и функции.

Раздел операторов

В программе на языке Паскаль раздел операторов является основным, так как именно в нем с предварительно описанными переменными, константами, значениями функций выполняются действия, позволяющие получить результат, ради которого создавалась программа.

Раздел операторов начинается зарезервированным словом begin (начало), далее следуют операторы языка, отделенные друг от друга точкой с запятой. Завершает раздел зарезервированное слово end. (конец) с точкой.

Операторы выполняются строго последовательно, в том порядке, в котором они записаны в тексте программы в соответствии с синтаксисом и правилами пунктуации.

В этой статье ознакомимся с общей структурой программы на языке Паскаль. Это необходимо, чтобы понимать как организована программа на Паскале, с чего ее обязательно начинать, какими командами заканчивать и т.д. Итак, общая структура программы Паскаль состоит из: в состав любой программы на Паскале входит:

Заголовок в программе Паскаль:

Заголовок — это имя программы.

Пример:

Раздел описаний в программе Паскаль:

Раздел описаний содержит в себе следующие разделы: 1) раздел подключаемых модулей (библиотек), определяющийся через служебное слово uses. Данный раздел включает имена подключаемых модулей (библиотек), которые либо написаны пользователем, либо уже содержаться в системе Turbo Pascal. Раздел uses должен находится в самом начале раздела описаний (помните об этом). Имена библиотек и модулей разделяются запятыми.

Пример:

2) в разделе описания меток должны быть перечислены все метки, которые пользователь использует в программе. При этом любой оператор мы можем пометить меткой, имя которой задается по правилам образования идентификаторов в Турбо Паскаль. Метками могут быть любые числа, но только без знака, содержащие не более 4-х цифр. Метка всегда устанавливается перед оператором и отделена от него двоеточием. Пример:

3) раздел описания констант дает возможность использовать имена в качестве синонимов констант. Пример:

4) В разделе описания переменных var указываются все переменные (определяя их тип), которые впоследствии будут использованы в программе. Пример:

t,w,k: integer;m,n:

char; l,p: boolean;

Что же касается описания типов, процедур и функций, то это будет изучено в дальнейшем, а пока, рассмотрим еще один раздел — раздел операторов.

Раздел операторов Pascal:

Раздел операторов — это ничто иное как составной оператор, содержащий между служебными словами begin и endпоследовательность неких операторов, которые разделяются символом «;». Исходный текст программы оканчивается символом «.». Внизу представлена программа, вычисляющая сумму 2-х чисел:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector