Инструментальные номера в опере

Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера – сериа (большая серьёзная опера) и опера – буффа (комическая опера). В основе оперы лежит литературный сюжет. На его основе создаётся либретто. Литератор, создающий либретто называется либреттистом

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера
  • полукомическая
  • комическая опера
  • романтическая опера, на романтический сюжет.
  • балладная опера
  • полу-опера, опера "наполовину" – форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены, танцы и симфонические произведения. Одним из приверженцев полу-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл
  • опера-балет

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, например «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).

Читайте также:  Где находится шлейф в ноутбуке

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив— музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9378 – | 7306 – или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема: Из чего состоит опера?

Как мы уже говорили, опера – это вид театрального представления, в котором герои поют.

Т. е. самое главное в опере – это музыка.

Хотя опера представляет собой синтетический жанр искусства: в ней, кроме музыки, представлены литература, хореография, изобразительное искусство, драматическое искусство.

В основу оперы положено либретто – литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения.

Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

Читайте также:  Внимание разговор записывается mp3

Сама опера состоит из законченных вокальных номеров – арий, ансамблей и речитативов.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы – эпилог.

1. Характеры героев и их чувства наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, романс, куплеты, песня).

Виды сольных номеров:

· Ария (ит."песня") – основная музыкальная характеристика оперного героя. Она наиболее полно раскрывает характер действующего лица. Это музыкальный портрет героя. Для неё характерна широкая распевность.

· Ариозо – небольшая лирическая ария с плавной песенной мелодией.

Раскрывает чувства героя.

· Ариэтта – буквально " маленькая ария".

· Каватина – первая выходная ария героя.

· Монолог – размышление, с высказыванием мыслей вслух.

· Баллада – музыкальный рассказ, имеет содержательный сюжет.

· Романс – лирический вокальный номер.

· Куплеты, песня – вокальный номер, имеющий несколько похожих друг на друга куплетов.

2. Ансамбль – вокальный номер, в котором участвует несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т. п.)

3. Речитатив – род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.

Это пение, но в нём нет яркой мелодии, в отличие от сольных номеров (ария и т. п.), слова просто произносятся нараспев.

Послушаем 2 номера:

· "Куплеты Мефистофеля" из оперы французского композитора Ш. Гуно "Фауст", на языке оригинала, в исполнении А. Пирогова,

· и они же в исполнении рок-группы "Агата Кристи", на русском языке.

1. О чём идёт речь в этих куплетах?

2. Можно ли эти куплеты назвать портретом героя (Мефистофеля) – или это просто рассказ о человеческих страстях?

3. Какой голос поёт куплеты в опере?

Текст "Куплетов Мефистофеля":

На земле весь род людской

Чтит один кумир священный,

Он царит над всей вселенной,

Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном

Люди разных каст и стран

Пляшут в круге бесконечном,

Сатана там правит бал,

Сатана там правит бал,

Этот идол золотой

Волю неба презирает,

Он небес закон святой!

В угожденье богу злата

Край на край встаёт войной;

И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,

Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,

Сатана там правит бал,

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля

Имя Мефистофель возможно, греч. происхождения — «ненавидящий свет», от me — не, phos — свет и phílos — любящий;

по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех.

Читайте также:  Геймпад определяется как клавиатура

В Библии оно не фигурирует.

Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам Сатана или Дьявол.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из чего состоит опера?

Опера I действие II действие III действие картина картина картина сцена сцена сцена номер номер номер

Действия – акты, которые чередуются с антрактами (Антракт – это перерыв в спектакле. Он может быть музыкальным номером между картинами или перерывом, когда исполнители и зрители могут отдохнуть) Картины – меняются с изменением места действия сюжета Сцены – ситуации, которые происходят с героями Номера (эпизоды) – вокальные или инструментальные

Инструментальные номера Увертюра – вступление к опере, готовит зрителей к тому, что откроется , когда поднимется занавес. Инструментальные эпизоды в опере

Вокальные номера исполняются соло (в один голос) ансамблем (несколькими голосами) хором (группа певцов более 14 человек)

Сольные номера Речитатив. Герои на сцене «разговаривают» речитативом: слова в такой музыкальной речи произносятся распевно. Ариозо. Это тоже разговорная речь героя, но более певучая, наподобие арии. Ария. Именно из арии мы узнаем о чувствах, мыслях, эмоциях героя. Это характеристика героя. Арии становятся знаменитыми на весь мир.

Ансамбли различают по количеству исполнителей Двое – дуэт Трое – терцет или трио Четверо – квартет Пятеро – квинтет Шестеро – секстет Семеро – септет

Опера – это текст (пение), музыка и сценическое действие. Если убрать хотя бы один компонент, получаются совсем другие жанры. Без пения или действия вместо спектакля будет концерт симфонической музыки, без музыки – драматический спектакль.

  • Антонова Валентина ИосифовнаНаписать 2319 05.02.2016

Номер материала: ДВ-418382

    05.02.2016 2925
    05.02.2016 561
    05.02.2016 384
    05.02.2016 4058
    05.02.2016 59
    05.02.2016 11055
    05.02.2016 4719

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector