Презентация к уроку по литературе в 5 классе. Буриме. История появления. Примеры.

Скачать:

Вложение Размер
burime.pptx 96.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Буриме Буриме ( фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра , заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы , иногда ещё и на заданную тему.

Д ля тех , кто в рифмах ни " бэ «, ни " мэ " игра простая — буриме. .. чувство .. цветы .. капусту .. ты

. Счастье . Диван . Плохо . Обман Казалось мне, что мое счастье Любимый плюшевый диван Мне как стало на нем плохо И понял я, вся жизнь — обман !

История Появились в XVII веке (изобретатель — французский поэт Дюло ), но особое распространение приобрела в XIХ — ХХ веке — сначала только в салонах , а затем и в самых широких кругах. Наряду с пасьянсом , лото и домино является излюбленным занятием масс , конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Новое время Буриме пользовалось популярностью у поэтов ХХ века ( Бретон , Элюар , Арагон ) Буриме входило в качестве одного из традиционных заданий в конкурсы КВН . Сегодня буриме существует и как сетевая интерактивная игра на нескольких сайтах с различными правилами, оформлением и атмосферой. На одних сайтах ведутся рейтинги и проводятся соревнования, на других механизм голосования позволяет участникам давать оценки различным буриме и рифмам.

Цветы-мечты Учитель-мучитель Кабинет-интернет Обед-сосед

. ловил . знал . любил . играл . не оценил . не понял . разлюбил . спорил . ушла . одна . прошла . луна

Рифмы к домашнему заданию: м ел сел д оска тоска ж урнал пенал т ряпка мягко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное стихотворение получило диплом за 2 место в конкурсе стихотворений "My Valentine Rhyme" среди учителей английского языка. Кокурс проводился в феврале 2012 года языковой школой "Мастеркласс" г. Н.

Игра "заШИФРровка" подойдет для проведения урока (занятия) по литературе. Познакомит учеников с любопытной техникой составления стихотворений на основе произведений великих поэтов.

Для вечерних посиделок с друзьями отлично подойдет игра для праздников — буриме. В нее играли еще в 17 веке, и она считалась символом благополучия. Богатые господа собирались в салонах своих дворцов, приглашали местную знать и знаменитостей. Каждый хотел блеснуть своим остроумием, талантом, продемонстрировать свой тонкий юмор. Что это за игра -буриме? Почему она столь популярна даже в наши дни? Все дело в том, что в душе, практически каждый из нас мечтает написать красивый стих, который, возможно, станет знаменитым. Но, даже написанные нами стихи, чаще всего остаются только в нашем блолкноте, который никто и никогда не увидит. Другое дело, проявить себя во время праздника, на день рождения, когда все собрались за одним столом. Иногда буриме пишут на заданную заранее тему. Например, поздравления для именниника. Или на тему общего праздника, ради которого собрались. Пишут послания своей даме сердца или родителям.

Вариантов этой игры несколько. В этой статье мы опишем самые популярные из них. Некоторые из них подойдут даже для детей, что очень хорошо для разновозрастной компании. Добавьте еще несколько развлечений, и вечер будет замечательным! Например, поиграйте в «Игру теней», отлично подходящую для большой компании. Или «угадай слово», которое объединит даже людей с разными интересами.

Как играть в «Буриме» Вариант первый классический

Традиционно для начала подбирают группы рифм. Их можно придумать самостоятельно, или взять готовые, которые считаются самыми удобными. Для маленьких детей можно выбирать наиболее простые сочетания. Чаще всего берут два последних рифмующихся слова для первых двух строк. И еще два — для двух последних. Это своеобразный подбор ключевых слов, которые нужно использовать в своем четверостишье.

В интернете можно найти множество подобных готовых рифм для Буриме. Но интереснее придумывать их самим. Например:

  • цветок-мотылек; зовущий-цветущий;
  • птенчик-бубенчик; сомненье-настроенье;
  • картинка-рябинка; голодный-угодный;
  • дверь-зверь; далекий-глубокий;
  • еж-не трожь; пальчик-мальчик.

Каждый игрок придумывает свои четыре слова, которые рифмуются по два, как в примерах. Нужно из этих ключевых опорных слов придумать четверостишье.

Вы записываете свои слова на листок и передаете его участнику, сидящему от вас по часовой стрелке. Он в свою очередь передает свои слова по кругу следующему участнику. Каждый должен придумать осмысленное стихотворение, которое затем зачитывается по очереди. Вот, что может получится:

На полянке расцвел цветок,

На него прилетал мотылек.

Но сорвали цветок зовущий,

Опустел вскоре сад цветущий.

Второй упрощенный вариант игры «Буриме»

Этот вариант более простой, так сказать, адаптированный под разновозрастную компанию. Когда в ней есть подвыпившие гости и дети. Каждому выдается листок бумаги и ручка. Нужно написать первые две строчки любого стихотворения, которое приходит на память. Можно сочинить начало и самому. Эти две строки пишут одна под другой. Например:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Верхнюю строку загибают, и передают листок участнику, сидящему слева. Он, в свою очередь, должен придумать рифму к этой последней строке. Конечно, не стоит продолжать стих теми строчками, которые придумал великий поэт. Можно продолжить так:

Теперь загибается вторая верхняя строчка. И листок передается следующему участнику. Он видит только фразу:

  • Я подарил тебе цветы. И, соответственно, придумывает свою рифму только к этой строчке. Например:
  • Поставил в вазу. Но коты…

Следующий игрок добавляет:

Другой пишет рифму к этой строке:

  • Да ладно, хоть воды попили.

Так продолжается до тех пор, пока в листочке каждого участника не будет места для новой строчки. Т.е. до тех пор, пока из листка не получится тонкая трубочка. Затем свитки разворачивают и по очереди читают произведение. Обычно это получается очень смешно, потому что направление мысли каждого участника отличается и стих выходит очень забавным.

Вариант третий — Буриме для самых маленьких

Если вы играете с детьми, которые еще не умеют писать или рифмовать строчки, то можно предложить вариант, в котором нужно рисовать фигурки. Каждому выдают листок бумаги и карандаш. Нарисуйте какую-то часть животного. Например, ушки зайца. Верхнюю часть заворачивают, делая сгиб, как в прошлом варианте закрывали одну строчку. Остается видна только нижняя часть ушей. Следующий игрок должен пририсовать к ней ту часть тела, которую он себе представляет. Например, ему кажется, что это не ушки, а ножки. И продлевает их. Затем он также сворачивает трубочкой верхнюю часть рисунка.

В итоге должен получиться законченный зверь. Ну или продолжайте, пока не поймете, что рисовать больше негде. Откройте листок и угадайте все вместе, что хотел сказать автор, и какой зверь в итоге получился.

Старайтесь, чтобы стихотворные строчки и рисунки получались забавными и смешными. Здесь можно проявить себя в полной мере. Хорошее настроение для всей компании обеспечено!

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок на конкурс учитель года 2014

Учитель начальных классов Дмитровской ОШ

Швед Татьяна Петровна

Урок внеклассного чтения (урок-игра)

Тема. Учимся писать стихи

Учить сочинят ь стихи-буриме.

Развивать творческие способности учащихся.

Учить анализировать стихотворения.

Познакомить с литературными приёмами, используемыми в стихотворениях: олицетворение, сравнение.

Развивать познавательную активность через творчество учащихся.

Развивать речь, мышление, внимание.

Воспитывать любовь к окружающей жизни.

Оборудование: ИКТ, мяч, изображения смайликов, листы бумаги, папка-заготовка для буриме.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Петровна. Сегодня я проведу у вас урок внеклассного чтения.

II. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, вы знаете кто такие А. Пушкин, К. Чуковский, С. Маршак, С Михалков, А. Барто?

А кто такие поэты?

Нравятся ли вам стихотворения ?

Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Урок – игра. Урок — творческая работа. Тему урока вы сможете узнать, прочитав анаграмму.

(Слайд 2) мсяУч сапить хисти

(Слайд 3) Учимся писать стихи

IV . Настрой на урок

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на экране. (Слайд 4)

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья

Небо полно красоты. А.К. Толстой.

Чтобы писать стихи , действительно, нужно вдохновение и хорошее настроение.

Глубоко вдохните и выдохните. Закройте глаза. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза и улыбнетесь друг другу. 1-2-3-4-5Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь мне.

V . Актуализация опорных знаний

Чем отличаются стихи от других произведений?

Почему стихи пишут в столбик?

Что такое рифма? ( рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы)

VI. Работа над материалом урока

Знаете ли вы литературных героев, которые писали стихи?

Тогда скажите кому из литературных героев принадлежат следующие строки:

(Слайд 5) Мишка очень любит мёд!
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему? (Слайд 6) (Винни-Пух)

Подскажите мне, кто же написал тексты песен Винни-Пуха?

Разгадайте загадку Винни-Пуха

(Слайд 7) Песенка-загадка
Куда идём мы с Пятачком —
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нём,
ДА-ДА!
(Верней, НЕТ-НЕТ!)

Зачем шагаем мы вдвоём,
Откуда и куда?
Секретов мы не выдаём!
НЕТ-НЕТ!

(Ответ: Они шли в гости к кролику)

А вот эти строчки кто написал?

(Слайд 8) У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка. (Слайд 9) (Незнайка).

Кто написал роман-сказку о Незнайке? ( Б. Заходер)

Какие стихи этого поэта вы помните? А стихи Незнайки?

(Слайд 10) Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Кто учил Незнайку сочинять стихи?

А какие стихи Цветика вы помните?

(Слайд 11) Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром.

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

Игра «доскажи словечко»

А вам самим хотелось бы стать поэтами?

Вы уже пробовали сочинять стихи?

Прежде, чем написать стихотворение нужно потренироваться подбирать рифмы. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Каждый тут у нас талант

И певец, и. (музыкант).

Хватит кукситься, скучать,

Если танцы надоели,

покачайтесь на. (качелях).

И качаться надоело?

Принимаемся за. (дело).

Лучше уж за стол присесть

и мороженое. (съесть).

Все наелись, детвора?

Поиграть тогда. (пора)!

Молодцы, у вас неплохо получается. Усложним задание.

3. Тренинг «Найди общий конец»

К каждому блоку приведенных букв надо найти общую часть для окончания слова.

(Слайд 12) В- , гл- , дл- , м- , карт- , ос- , ряб- . (-ина).

Какие слова получились ?

(Слайд 13) Замор- , б- , пар- , д- , к- , карт- , п- , т- . (-очка).

(Слайд 14) Б- , г- , л- , м- , п- , ч- , ш- . (-айка).

(Слайд 15) Са- , ха- , буш- , серве- . (-лат).

И с этим заданием вы успешно справились.

3.Тренировочное задание «Игра в рифму».

Я буду говорить слово и одновременно бросать вам мяч. Кто поймает мяч, должен будет сказать мне рифму к этому слову. (День, дом, шина, кот, печка, гармошка, букашка, корзина, баран, воробей, грачи).

Для здоровья, не для шутки,

Проведем физкультминутку. (Презентация физкультминутки).

5.1 Сообщение учителя.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».

"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?

Допустим, стихотворцу задают рифму "лето — конфета".

Что вам вспоминается при слове «лето»?

А при слове «конфета» ?

Кто уже придумал стихотворение ?

5.3Анализ литературных приемов в стихотворении.

Допустим получились такие стихотворения:

(Слайд 16) Вот и растаяло звонкое лето,

Как будто сладкая конфета!

Где ты, где ты, наше лето?

Вкус твой мятный, как конфета…

Или: Ты – праздник, ты – песня, ты – сказка, о, лето.

Ты – самая вкусная в мире конфета!

С чем сравнил автор конфету?

Что сделало лето? Так может быть?

Какие приемы использованы в двух следующих стихотворениях?

5.4 Сочинение стихотворений . Работа в группах.

Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Придумайте группами свои буриме. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше.

(Слайд 17) Предлагаю такие варианты рифмы: «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»; «у реки – глубоки»; «ворчуны – шалуны», «одна — у окна», «пес – принес», «бегу – помогу».

Каждая группа выбирает сама рифму с которой будет работать. Если получится быстро справиться с заданием, сделайте тоже самое с другой рифмой. Не забудьте составит ассоциативный куст. Он вам поможет в стихосложении.

Предлагаю придумать буриме на 4 сроки.

(Слайд18) Варианты рифм: природа-погода,
года-народа;. лень — пень, глубоко- широко; волос- голос трава-мурава; небеса — чудеса дом — углом; птица — водица сад — водопад; цапли-капли небес—лес.

6. Презентация стихотворений.

И так, друзья, начнем наши литературные чтения! На сцену приглашается команда вдохновение (муза, творчество, лирика, рифма, игра, загадка, удача).

VII . Домашнее задание

Дома сочините самостоятельно стихотворения-буриме, оформите их на листах А4 с иллюстрациями и оформите папку или книгу «Буриме 3-А класса школы-лицея №2 Советского района АР Крым». Папку и титульный лист я вам дарю.

VIII .Подведение итогов

Чему вы научились сегодня на уроке?

Захотелось ли вам самим сочинять стихи?

Сейчас проверим насколько успешным был наш сегодняшний урок. У вас на столе лежат наклейки.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите наклейки к смайлику с «улыбка».

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите наклейки к смайлику «сомнение».

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – наклейки к смайлику «грусть». (Слайд 19)